Сотрудники НАО ДЭЦ "Живая Нить" регулярно пишут и публикуют научные статьи и принимают участие в научно-практических конференциях по иппотерапии в Москве и других регионах. Предлагаем ознакомиться со статьей инструктора нашего Центра Ионова Игоря. В статье рассказывается о примерах игр, используемых в настоящее время при работе с детьми, имеющими множественные нарушения.
Игры с детьми, имеющими множественные нарушения развития, на занятиях по иппотерапии
Нередко дети – посетители нашего центра - имеют множественные нарушения развития. Наряду с двигательными нарушениями это могут быть: умственная отсталость, выраженная задержка психического развития, нарушение чувствительности, нарушение слуха и зрения. Для того чтобы занятие было эффективным, необходимо учитывать эти особенности в развитии ребенка и в соответствии с ними строить определенную модель его отношений со средой. Специфика иппотерапии в коррекции особенностей развития ребенка заключается в создании развивающей среды на занятии - системы отношений ребенка с лошадью, иппотерапевтом и его ассистентами.
Прежде чем перейти к описаниям игр, рассмотрим базовые психологические компоненты процесса иппотерапии.
Понятие «система отношений» означает, что составляющие окружения ребенка могут активно влиять на его психическую жизнь [Ермолаев Д.В., Захарова И.Ю., 2006]. С другой стороны, сам ребенок может воздействовать на свое окружение (лошадь, иппотерапевта, ассистентов), стремясь к поддержанию сложившейся системы взаимоотношений или пытаясь изменить их, либо вообще избегая участвовать во взаимодействии подобного рода.
Таким образом, посредством взаимодействия с элементами среды (субъектами и объектами) ребенок включается в систему определенных отношений. В процессе иппотерапии важным элементом такой системы является отношение ребенка к лошади и к членам иппотерапевтической команды. Это всегда взаимодействия и взаимоотношения, в том числе и со стороны животного. Часто между ребенком и лошадью устанавливаются отношения привязанности, благодаря чему его можно обучать началам социальных отношений и контролю над собой при взаимодействии с другим живым существом.
Лошадь предоставляет множество стимулов, эмоциональная реакция на которые также используется в построении эмоциональных отношений во взаимодействии ребенка, лошади и членов иппотерапевтической команды. Эмоциональная составляющая является главной в структуре отношения. Знак и интенсивность эмоции, которую несет в себе отношение, определяют то, как запечатлевается ребенком субъекты иппотерапии, и на какие поведенческие реакции побуждается ребенок в отношении тех с кем (и с чем) он взаимодействует.
Лошадь порождает разнообразные эмоции. Чаще это положительные эмоции, реже – отрицательные (страх, гнев). Выступая в качестве средства иппотерапии, лошадь является активным участником этого процесса, действуя порой вопреки желаниям ребенка.
На занятии важно научить ребенка вступать в отношения с людьми и лошадью. Проще всего это сделать в игре. Именно в игре у ребенка проявляется и закрепляется активное отношение к другим [Выготский Л.С., 2005].
Игровая деятельность (особенно на ранних стадиях развития) характеризуется непроизвольностью. Это важно учитывать при работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения развития. Часто игра - это один из немногих способов эффективной работы с таким ребенком на лошади.
Для описания игр, используемых нами в процессе иппотерапии, необходимо затронуть проблему возрастной периодизации и привести классификацию основных видов игр.
По Л.С. Выготскому и Д.Б. Эльконину эпоха раннего детства начинается кризисом новорожденности (0—2 мес.) и включает младенчество, ведущей деятельностью которого является ситуативно-личностное общение, кризис первого года и ранний возраст, где ведущей является предметная деятельность. Эпоха детства, отделенная от эпохи раннего детства кризисом трех лет, включает дошкольный возраст (ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра), кризис семи лет и младший школьный возраст (ведущей является учебная деятельность) [Карабанова О.А., 2006]. Каждая стадия развития создает предпосылки для нормального освоения последующего этапа. Если у ребенка имеются проблемы в развитии речевых и познавательных функций, то чаще всего надо начинать работать не с этим уровнем, а создать предпосылки для его нормального формирования, то есть работать с предыдущими, базовыми уровнями (уровень психической активности, эмоциональная, сенсорная, двигательная сферы) [Цыганок А.А., Виноградова А.Л. и др., 2006].
Рассмотрим далее классификацию игр.
В своем развитии игра проходит ряд стадий. Из манипулятивной игра превращается в сюжетную и, еще более усложняясь, – в ролевую.
Специалисты Центра лечебной педагогики города Москвы в формировании игровой деятельности ребенка выделяют определенные этапы [Моржина Е.В., Захарова И.Ю., 2009].
Подготовительный этап: формирование базисной основы для развития игровой деятельности
Сенсорные и ритмические игры
Тактильные и ритмические игры
Подвижные игры, направленные на развитие взаимодействия (совместного игрового действия)
Основной этап: развитие игровой деятельности
Предметная игра.
Начальная сюжетная игра.
Развернутая сюжетная игра.
Сюжетно-ролевая игра (со скрытыми правилами).
Игры по правилам (со скрытыми ролями).
Хотя в большинство из перечисленных игр можно и нужно играть с ребенком на лошади, мы, в виду тематики статьи, опишем только некоторые из них.
Итак, на иппотерапевтическом занятии с детьми, имеющими тяжелые множественные нарушения наиболее востребованы игры подготовительного этапа, направленные на формирование игровой деятельности.
Игра №1
«Ладушки»
Вид игры: ритмическая и тактильная игра (для детей с «полевым» поведением).
Задачи такие:
установление эмоционального контакта с ребенком, развитие межполушарного взаимодействия (за счет пересечения средней линии тела)
Описание игры.
Ребенок сидит на лошади, руками держится за гурт и, отсоединяя поочередно руки от ручек гурта, хлопает крест-накрест (самостоятельно или с помощью взрослого), то по ладони иппотерапевта, то по ладони его помощника.
Иппотерапевт произносит стихотворение.
Ладушки, вы - ладушки.
Где были?
У бабушки.
А что ели?
Кашку.
А что пили?
Бражку.
А что на закуску?
Кислую капустку.
Попили? Поели?
Кыш, полетели.
На головку сели.
Примечание. Так как обычно занятие начинается с приветствия, осуществить его можно в этой игре.
Игра №2
«За орехами»
Вид игры: сенсорная, ритмическая, тактильная игра (для детей с «полевым» поведением).
Задачи:
установление и углубление эмоционального контакта с ребенком,
создание игрового контекста,
активизация и повышение тонуса ребенка,
формирование устойчивости внимания,
привлечение внимания к речи,
наблюдение и фиксация реакций ребенка - двигательных и эмоциональных (получает ли ребенок удовольствие от взаимодействия с взрослым),
добиться того, чтобы ребенок сказал «бух» или издал какой-либо иной звук на остановку лошади.
Описание игры.
Иппотерапевт произносит стихотворение.
Ехали, ехали, ехали,
За орехами, за орехами, за орехами,
По кочкам, по кочкам, по кочкам,
В ямку….. БУХ!
У игры есть два варианта. В первом случае осуществляется следующий алгоритм:
коновод останавливает лошадь на слово «бух»,
в момент остановки лошади корпус всадника отклоняется назад, а затем снова возвращается в исходное положение, ребенок испытывает определенные ощущения, которые в дальнейшем связываются у него с остановкой лошади, звуками голоса иппотерапевта (со словом «бух»),
иппотерапевт голосом эмоционально окрашивает остановку лошади,
иппотерапевт повторяет стишок 6-8 раз, каждый раз спрашивая: «Ну что, поедем за орехами?» (обычно, в дальнейшем ребенок начинает ждать этой игры и звуками или словами выказывает свое согласие).
Примечание. Важно уметь слушать ребенка, дать ему время как-то отнестись к событию (остановке лошади, вопросу иппотерапевта и т.д.), отреагировать. Нервной системе необходимо время для переработки нервного импульса и формирования ответа. Вовремя сделанная пауза дает возможность ребенку проявить свою активность.
Второй вариант игры
Используется для детей, выделяющих лошадь, иппотерапевта, окружающие объекты.
Соединяем движение и остановки с определенной целью. Например, доехать до ведерка с грецкими орехами, стоящего на возвышении, снять его оттуда двумя руками и, беря по одной штуке, переложить орехи в ведерко инструктора (либо помощника).
Примечание. Всегда необходимо спрашивать в начале игры хочет ли ребенок начала (или продолжения) действия. Важна обратная связь. Пусть это будет лишь только намек на ответ (кивок, головой, какой-либо звук и т.п.). Далее, закрепляясь, этот ответ будет все устойчивее проявляться.
Необходимое условие: наличие лошади с хорошим амплитудным шагом.
Игра №3
«Идет бычок»
Вид игры: ритмическая и тактильная игра (для детей с «полевым» поведением).
Задачи: (см. игру №2)
Описание игры.
Иппотерапевт произносит стихотворение.
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
В процессе проговаривания стихотворения иппотерапевт:
произнеся слово «упаду», укладывает ребенка на спину лошади,
голосом эмоционально окрашивает «падение» ребенка на спину.
старается добиться того, чтобы он в дальнейшем сам ложился на спину при произнесении им этого слова.
Игра №4
«В гости к медведям»
Вид игры: предметная игра (предусматривает манипулятивную деятельность с предметами).
Задачи:
развитие взаимодействия и подражания,
внесение эмоционального смысла в игры с предметами,
использование освоенных предметных действий в игровых ситуациях.
Описание игры.
Иппотерапевт произносит стихотворение.
Едем, едем, едем
В гости к белым медведям,
Далеко, далеко, далеко,
Держи мяч высоко-о-о, высоко-о-о-о…
Примечание 1. На слово «высоко» ребенок должен поднять мячик (или любой другой предмет, например, гимнастическую палку) как можно выше над головой. Хорошо использовать для детей, имеющих неправильную осанку. Тогда вместо «мяч» мы, например, говорим «держи нос или голову высоко-высоко».
Примечание 2. Иногда ребенок некоторое время не приступает к выполнению задания (не включается в игру), а наблюдает за педагогом и только после нескольких занятий решается сам осуществить какое-либо действие с помощью взрослого
Игра №5
«Ваня-простота»
Задачи:
формирование представлений о собственном теле, о теле лошади,
формирование представлений о положении в пространстве,
осознание себя через телесные ощущения.
Описание игры.
Иппотерапевт произносит стихотворение.
Ваня, Ваня-простота,
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперед
И поехал в огород.
Ребенок самостоятельно или с помощью инструктора пересаживается на бок лошади, а затем задом наперед. Иппотерапевт голосом сопровождает действия ребенка, акцентируя его внимание на частях его тела, частях тела лошади.
Отметим основные положения, отраженные выше.
В процессе занятия иппотерапией с ребенком раннего или дошкольного возраста, имеющим множественные нарушения развития, задачи по развитию двигательной, сенсорной сферы, взаимодействия, познавательной сферы должны решаться в рамках игровой ситуации.
Игры, описанные в статье, характеризуются повторением ребенком определенного количества повторяющихся действий. Получая удовольствие от повторения, ребенок совершенствует технику осуществления действия, учится регулировать свое поведение, приобретает новые навыки.
В игре - через развитие непроизвольных действий - происходит закладывание фундамента произвольной регуляции деятельности (то, к чему мы всегда должны стремиться в работе с детьми с тяжелыми нарушениями).
Библиография
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: АСТ: Астрель: Люкс, 2005. - 671 с.
2. Ермолаев Д.В., Захарова И.Ю. Средовой подход в работе с детьми с нарушениями развития эмоциональной сферы // Особый ребенок. Исследования и опыт помощи. Вып. 5: науч.-практ. сб. –М.: Теревинф, 2006.
3. Карабанова О.А. Периодизация психического развития // Психология развития. Словарь // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с.
4. Моржина Е.В., Захарова И.Ю. Игровые стратегии в работе с детьми, имеющими различные, в том числе множественные нарушения в развитии // Особый ребенок. Исследования и опыт помощи. Вып. 6-7: науч.-практ. сб. –М.: Теревинф, 2009. С. 153-171.
5. Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком. – М.: Теревинф, 2009. – 240 с.
6. Цыганок А.А., Виноградова А.Л., Константинова И.С. Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно-игровых занятий . - М.: Теревинф, 2006. - 72 с.
Ионов Игорь Игоревич педагог-психолог, иппотерапевт, кандидат психологических наук
Некоммерческая автономная организация Детский Экологический Центр «Живая нить», г. Москва.
Статья опубликована в сборнике докладов на 3-й III Межрегиональной конференции «Иппотерапия. Инвалидный конный спорт. Опыт и перспективы», 2-3 мая 2010 г., Санкт-Петербург |